Условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Поведение детей всегда в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми…
Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. В нашем современном обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Рождение ребенка с нарушениями в развитии — изменения в цикле семейной жизни и психологическом климате в семье. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом — основной стабилизационный фактор. Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами.
Задача школы в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья — это, прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия лежат в основе педагогов и специалистов школы для определения характера эффективных взаимодействий. Главная цель школы по работе с семьёй ребенка с ограниченными возможностями — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать её возможности. Школа выступает посредником между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Основные направления сотрудничества с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей в области инклюзивного образования;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательном и коррекционном процессе;
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с педагогами и специалистами школы. Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа. Подход школы таков: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?».
Индивидуальная работа с родителями.
Важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребёнка обстановке. Одними часто применяемыми из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации и беседы. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Проводятся на постоянной основе индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования, чтобы преодолеть беспокойство родителей об особых условиях обучения детей с ОВЗ. Работает в школе для родителей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью Консультационный пункт. Консультации, проводимые в рамках консультационного пункта способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогами, оказанию помощи там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Широко применяется форма взаимодействия с родителями как «Переписка с родителями» — письменная форма информирования родителей об успехах их детей, на бумаге, по электронной почте и при помощи SVS сообщений.
В практике педагогических работников применяется и такая эффективная форма как извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Востребована форма взаимодействия с родителями - проведение совместных занятий с ребенком, педагогом или специалистами службы ППМС помощи и родителями, целью которых является активное включение родителей в учебно - коррекционно-развивающий процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, техниками развития ребёнка, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
Интересная эмоционально- позитивная форма – демонстрация родителям фотографий и видеозаписей фрагментов занятий в школе, праздников. Продуктивная форма для родителей и специалистов школы по обучающимся с ОВЗ начальных классов- домашнее видео как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
Групповые и коллективные формы работы с родителями.
В школе хорошо себя зарекомендовали групповые и коллективные формы работы с родителями:
- Родительские лектории, практикумы, круглые столы. Это формы выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы обязательно приглашаются родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении.
- Совместные досуговые мероприятия. Эффект от подобных мероприятий высокий: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и может себя показать с лучшей стороны. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
- Тематические групповые консультации (проводятся очные, так и в режиме онлайн с использованием Скайпа, ZOOM и других платформ).
- Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ в школе призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье и в школе.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Работа по созданию доступной среды в МАОУ «Белоярская СОШ №1» проводится по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений и обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием.
Для организации образовательного и коррекционно-реабилитационного процесса в школе имеется компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинет учителя-дефектолога с элементами оборудования сенсорной комнаты, 2 кабинета учителей- логопедов с тактильным оборудованием, 2 кабинета педагогов- психологов со стендовыми технологиями по коррекции развития эмоциональной сферы ребенка, музей гигиены, на базе которого, социальные педагоги проводят занятия по профилактике девиантного поведения.